Датская школа
История датских трубок
by Jacob Groth
Перевод авторов
Введение
Это - краткая история Датской школы ручного производства трубок, приведшая к появлению множества мастеров после II-ой Мировой ВОЙНЫ. Цель обзора – дать общее представление об окуржении, в котором развилось это специальное искусство изделий кустарного промысла, и представить главных действующих лиц, вовлеченных в процесс. Так как мы концентрируемся на трубоделах, начнем с определений. Для наших целей мы говорим «мастер» имея ввиду ремесленника, который делает трубку от начала и до конца. Трубка - создание одного человека; он один производит все операции непосредственно.
Кроме того, мастер делает свои трубки вручную. В отличие от фабрик, которые производят трубки по шаблону основной трубки и выпускают серии трубок абсолютно одинаковых форм. Трубки мастеров индивидуальны и никакие две трубки не бывают полностью идентичны.
Первая часть определения «мастер» исключает некоторых из производителей трубок, таких как Nording например, так как у них есть несколько подмастерьев и разделение труда между ними для различных стадий изготовления трубки. Такиетрубкибудемназывать «полуручными».
Общепризнанно, что история датского трубоделия начинается со шведа: Сикстена Иварссона (Sixten Ivarsson). В 1945 году, Сикстен жил в Копенгагене и работал как уполномоченный по налоговым сборам. Когда он сломал мундштук своей трубки, он пошел в мастерскую Suhrs Pibemageri (Suhr'sPipeWorkshop в Копенгагене), чтобы починить. Мастер был болен, и Сикстену пришлось чинить трубку самому. Он сделал это настолько хорошо, что ему сразу предложили работу. Во время войны было практически невозможно купить новую трубку и достать бриар, и Сикстен был занят ремонтом. В процессе он изучил, главным образом, как не надо делать трубки.
После войны снова появилась возможность импортировать бриар, и Сикстен начал экспериментировать с созданием собственных трубок наряду с ремонтными работами. В то время еще было нельзя получить хорошие английские бриаровые трубки, и Сикстен мог продавать свои изделия, несмотря на то, что они были в 5 - 10 раз дороже фабричных датских трубок, но те обладали гораздо худшим качеством изготовления.
В 50-ых он разработал свои формы трубок. Из традиционных английских шейпов, начинающихся с Billiard, он делает множество вариаций, которые позже стали классикой. В то же самое время он начал сотрудничать с Stanwell. Тогда начались разногласия с владельцем Suhrs Pibemageri о лицензионных платежах за формы, которые Сикстен создал для Stanwell.
Stanwell
Говоря о датских трубках нельзя умолчать о Stanwell. В противовес всеобщему мнению, нет большой разницы между фабричными работами Stenwell и многими трубками ручной работы. Они – продукт одной талантливой среды и являются двумя ее отражениями. В ранних 50-х Poul Nielsen Stanwell начал сотрудничать с Sixten Ivarsson.
Сначала в Pipe Dan он делал все ремонтные работы и изготавливал 8-10 трубок в месяц. Как было принято – эти трубки имели его личное клеймо и клеймо магазина. В Pipe Dan он проработал до закрытия в 1991 году. С той поры он работает самостоятельно.
Stanwell был единственной датской фабрикой, основанной во время войны и пережившей более позднее массовое возвращение английских трубок в Данию и составившей им жесткую конкуренцию на мировых рынках. Позже мы еще вернемся к Stanwell, несмотря на фабричный способ производства. Сикстен никогда не боялся учить других; так многие из современных форм Stanwell 50-ых и 60-ых годов - создания Сикстена. Stanwell вел весьма агрессивную экспортную политику, начался массовый спрос на датские трубки вообще, и таким образом Датский Стиль вместе с трубками Stanwell распространился во всем мире. В 60-х спрос на датские трубки рос лавинообразно, это позволило многим новым мастерам основать в Дании свои мастерские.
Некоторые из них стали своеобразными школами поколений мастеров, известных сегодня:
Sixten Ivarsson
W.Ø Larsen
Poul Rasmussen
W.Ø Larsen
Poul Rasmussen
Sixten Ivarsson как учитель
Помимо того, чтобы быть первым великим создателем, Сикстен был также очень хорошим учителем. Один из его был такой: "Только плохой учитель не позволяет своему стать лучше себя." Некоторые из мастеров имели удовльствие непосредственно обучаться у Сикстена, в то время как многие другие просто черпали в его работах вдохновение. Главное в его школе - всегда только высочайшее качество. Нет несущественных деталей, важна каждая мелочь. Трубка - это курительный прибор, а не только скульптура для каминной полки, осюда внимание к инженерии. Многие из его трубок могут быть сравнены с работой скульптора, пытающегося максимально использовать бриар как красивый материал. Трубки подчиняются материалу, а значит многие формы ассиметричны.
Имена мастеров, которые учились или руководствовались Сикстеном, теперь известны во всем мире: его сын Lars Ivarsson, Jorn Micke, Jess Chonowitsch, Bo Nordh.
Мастерская Пола Расмуссена (Poul Rasmussen)
Пол Расмуссен, наверное, второй известнейший мастер в Дании. Он был мастером в Suhr's Pipe Work Shop после того как ее покинул Сикстен. Он тоже починил кучу трубок! Затем он основал собственную мастерскую в Hornemannsgade.
Когда Poul Rasmussen умер от сердечного приступа в 1967 году, один из его учеников написал: "Его самая большая заслуга для будущего датских трубок ручной работы состоит в том, что из его мастерской вышли многие из наших самых талантливых мастеров, которые могут благодарить его за свои знания и навыки. Теперь они работают самостоятельно на основе, которую он создал." Имена его учеников: Emil Chonowitsch, Bjorn Bengtsson, Tom Eltang и конечно, Anne Julie, вдова Пола Расмуссена.
Некоторые характеристики его мастерской: много классических форм, не далеко ушедших от фабричных, предпочтение тонкости и строгости форм. В этой школе используются морилки, и, как следствие, очень коконтрастный рисунок свойственен многим трубкам.
Мастерская W.O. Larsen
Мастерская W.O. Larsen
W.O. Larsen старейший и, наверное, наиболее известный в Дании табачный магазин, расположенный в центре Копенгагена на главной пешеходной улице Stroget. В начале 60-х магазин начал первым торговать датскими трубками ручной работы, в основном от Poul Rasmussen. Дело шло хорошо, и Poul Rasmussen не успевал удовлетворять спрос. W.O.Larsen – вместе со своим менеджером Svend Bang (позже начал свой собственный бизнес) – решили открыть собственную мастерскую в комнатах позади магазина.
Первым управляющим мастерской был Sven Knudsen (старший брат Teddy), но скоро он стал делать трубки под своим собственным именем. Следующим стал Hans Nielsen, также известный как "Former" (по псевдониму британского актера George Formby, с которым у него было сходство). В датском языке Former означает – английское Shapes (формы). Под управлением Former мастерская росла и трубки W.O.Larsen стали хорошо известны за границами Дании. Среди выдающихся трубоделов, работавших здесь: Else Larsen (первая в Дании женщина - трубочный мастер), Poul Ilsted, Ph. Vigen, Teddy Knudsen, Tonni Nielsen, Peter Hedegaard.
Типичным для школы W.O.Larsen School были околоклассические формы, то есть классические, но с небольшими отклонениями, обычно чуть полнее и круглее. Эти трубки обычно имели низкий центр тяжести. Для отделки часто использовались желтые и оранжевые оттенки.
|
|
Другие известные мастерские
Одна из известнейших - Pibe-Dan (Pipe-Dan), к сожалению закрытая в 1991 году. Pipe-Dan была Меккой любителей трубок ручной работы и продавала в своем магазине трубки лучших датских мастеров. Мастер становился известен, когда продавал свою первую трубку через Pipe-Dan.
Pipe-Dan резрешала мастерам ставить свое клеймо рядом с маркой Pipe-Dan. У Pipe-Dan была своя мастерская, но она в основном занималась ремонтом. Pipe-Dan имела линию трубок под названием "shape reformed", что означало – нарушение традиционных форм. Некоторые трубки резались здесь, например, такмими мастерам, как Tom Eltang или Ph. Vigen. Еще одна известная мастерская в 60-х - Hans Hartmann, так и не стала Школой. Наиболее известный мастер, в молодые годы работавший у Hans Hartmann, был Per Hansen (S. Bang Pibemageri). Кроме этих известных мастерских, открывалось и развивалось много трубочных фабрик. Датский Дизайн завоевал хорошую репутацию, и дублировался в менене дорогих линиях полуручных, которые тоже неплохо продавались. Сегодня в Скандинавии мы со снисходительной улыбкой относимся к этим «причудливым созданиям» таких мастеров Preben Holm, Karl-Erik и Nørding. Все трое пережили колебания рынка и падение спроса на такие работы, потому что имели способность измениться, когда рынок для причудливых трубок уменьшился и стало востребованным более высокое качество.
Stanwell
Говоря о датских трубках нельзя умолчать о Stanwell. В противовес всеобщему мнению, нет большой разницы между фабричными работами Stenwell и многими трубками ручной работы. Они – продукт одной талантливой среды и являются двумя ее отражениями. В ранних 50-х Poul Nielsen Stanwell начал сотрудничать с Sixten Ivarsson.
Poul Nielsen Stanwell для выживания начал кроме традиционных (Английских) форм, внедрять новые Датские. Многие взятые у Иварссона формы существуют и по сей день. Позже и другие мастера «жертвовали» свои формы Стенвеллу. Набор из шести трубок к 50-ти летнему юбилею - коллективный дар трубоделов в знак признания вклада фирмы в дело Датского трубоделанья. Набор включал Bulldog (первая трубка Stanwells в 40-х) и пять трубок разработанных: Sixten Ivarsson (2), Jess Chonowitsch, Anne Julie и Tom Eltang. Даже сегодня эта кооперация плодотворна; многие формы Stanwell разработаны вольными мастерами, тогда как многие из них используют пескоструйyные машины на фабрике для бластирования своих трубок, а также пользуются складами фирмы для поисков качественного блока бриара или бамбука.
В середине 70-х время больших мастерских прошло. Sixten Ivarsson стал стар, чтобы учить новых мастеров, Anne Julie продпочла работать в одиночестве. W.O. Larsen закрыл мастерскую, и стал скупать трубки у индивидуалов, и ставить на них свое клеймо; также большое количество фабричных и полуручных трубок было продано с клеймом W.O.Larsen. Мастера, сохранившиеся с той поры, также работают индивидуально, развивая собственные дизайн, шейпы и стиль. В поздние 90-е случился трубочный бум, особенно в США, который последовал за сигарным бумом середины 90-х. Это не впервые, такое происходит раз в 5 -15 лет. Каждый раз появлялись новые имена. Выживали только те, кто давал высшее качество.
Прежде, чем перейти к рассмотрению других мастеров-индивидуалов,
обращаем внимание на следующее:
Grading
Grading. Некоторые коллекционеры уделяют много внимания грейду. Это немножко странно для нас, здесь в Скандинавии, мало кто из производителей присваивает грейды. Очень немногие присваивают грейды всем трубкам; некоторые присваивают грейд только лучшим трубкам, только нескольким за год, а большинство вообще этого не делает. Главный резон для простановки грейда на экспортной трубке, это когда произошел прогар (чего никогда не бывает при правильном курении), и потребитель требует замены – предоставить трубку того же ценового диапазона и качества. Обычно грейдинг означает качество рисунка дерева, а также количество дефектов (сэндпитов). Это никак не отражается на курительных свойствах. В Скандинавии мы думаем так – если трубка нравится, надо ее покупать (есть грейд или нет).
Briar
Другая вещь, которой мы также придаем мало значения – происхождение бриара. Цена заготовки не сильно сказывается на конечной цене трубки. Большая часть цены – стоимость ручного труда. С другой стороны очень хороший кусок, с красивым рисунком, плотным деревом, и без дефектов позволит удвоить цену при тех же затратах труда. Мастера покупают блоки в больших количествах, и это очень важно, чтобы бриар был высокого качества. Датские мастера резюмируют так: "Не беспокойтесь за бриар, это наши проблемы."
Bang Pipes
Имя Bang Pipes или S Bang это кусочек парадокса в мире трубок, потому что это не имя мастера. Svend Bang, организовал мастерскую и магазин в 1968. Svend Bang имел большую предысторию в трубочно-табачном мире. До открытия своего бизнеса он был менеджером и подставным владельцем у W.O. Larsen в Копенгагене.
Имя первого мастера, работавшего на Свена забыто, но в 1970 с ним начал работать Per Hansen, а в 1971 присоединился Ulf Noltensmeier. До этого Пер короткий период работал с Пребеном Хольмом а Ульф работал с Anne Julie.
Почти 30 лет они вдвоем делали трубки Bang. Они оба родились в 1948. В 70-х Svend Bang нанял Ivan Holst-Nielsen и после него Ph. Vigen и Jan Windelov, но ни один из них надолго не остался с Бангом. В 1984 Свенд Банг вышел на заслуженную пенсию и продал компанию Перу и Ульфу. Тогда как другие мастера работали поодиночке, Пер и Ульф работали вместе, но делали свои трубки абсолютно индивидуально. Их мастерская все еще в Копенгагене, тогда как большинство других предпочитают жить и работать в деревне или у моря. Пер и Ульф ездят на работу в город каждый день с девяти до пяти. Некоторое время назад трубки Пера были обычно резными и «скульптурными» тогда как Ульф предпочитал классику.
Сегодня трудно отличить их работы. Они вместе разработали несколько новых форм и линий, и по нашему мнению режут одни из лучших трубок в мире. Их трубки продаются по всей планете. Максимальное количество трубок – 200 на каждого мастера в год, что не покрывает огромного спроса на них.
Банги специализируются на бластированных трубках. Они делают обработку сами, в то время как большинство других мастеров делают обработку на фабрике Stenwell. Их трубки имеют очень глубокую красивую текстуру. Cеребряная отделка также уникальна; это не только кольца, но и крышки. Трубки обладают превосходной финишной отделкой. Грейдинг базируется на системе Свена Банга разработанной в 1970-х. С 1984, трубки клеймятся S. BANG Kobenhavn и грейды: Black sand, Tan sand, 5 – 9 и A-B. Только уникальные экземпляры нумеруются индивидуально и ставятся инициалы мастера (PH для Per Hansen или UN для Ulf Noltensmeier).
Emil and Jess Chonowitsch Будет естественным продолжить обзор вторыми наиболее известными в Дании с 60-х отцом и сыном – Еmil и Jess Chonowitsch. Отец стал мастером уже взрослым после долгих лет работы на крупнейшего в Копенгагене табаккониста. Эго мечтой была независимость, которая и привела к этой новой професии. Перед началом работы в собственной мастерской в закрытой школе (Atterup Pibemageri), Эмиль был взрослым подмастерьем у Поля Расмуссена. Он, как и остальные, начинал с ремонта. В своих линиях и формах Эмиль отличался от других. Он делал серии 12 стандартов, показывая свои идеалы классики: Billiard, Canadian, Bulldog и т.д. Вы никогда не увидите несимметричного Хоновича. Трубки Джесса очень сильно отличаются от трубок отца. Gert Holbek Герт Хольбек - старейший Датский мастер после смерти Сикстена Иварссона, родился в 1928 году. Он начинал с Полом Расмуссеном в 1953. После полутора лет и десятка тысяч отремонтированных трубок, он открыл свое дело, и делает трубки до сих пор… Все эти годы он делал примерно по две сотни трубок в год, которые продавал через Pibe Dan, до его закрытия в 1991 году. Английский каталог Pibe Dan’s в 60-х принес его имя в Европу, Японию и США. Особенно много его поклонников в Японии. С годами количесвто выпускаемых трубок снижалось, но он не смог полностью покинуть прекрасный мир трубок.
Несмотря на почти 50 лет в трубочном бизнесе, он не очень известен среди курильщиков трубки и коллекционера в Дании. Вероятно потому, что он никогда не хотел быть частью "окружающей среды трубы" и о нем никогда не было никаких статей в датских трубочных журналахы. Только старые регулярные клиенты от Pibe Dan кивнут головами с признанием, когда упомянут его имя. В течение длинных периодов он работал в промышленном дизайне и увлекался техническими новшествами. Его понимание формы и идиомы может быть увидено в наборе, состоящем из ножа, вилки и ложки, названного Prizma, которые он соединил друг с другом еще в начале 60-х. Набор все еще продается в больших количествах во всем мире. Он получил множестов патентов, и он "изобрел" 2211 - вероятно лучшая жидкость чистки трубок, потому что она и раслагает остатки, дезинфицирует, и пропитывает дымовой канал в чубуке и мундштуке.Дизайн трубок Gert Holbek отчетливо специфичны и не меняютя многие годы. Не многое указывает на то, что он начинал с Полом Расмуссеном. Есть трубки с длинной камерой, называемые «Сhimneys», разработанные совместно с Pibe Dan. Его трубки, по его собственным словам, весьма аскетичны. Вы не найдете колец и других украшательств. Внешний вид прост, линии чисты, сопряжения идеальны. Гладкие трубки почти всегда Straight Grain, покрыты «теплой» орехово-красной морилкой. Tom Eltang Eltang начал делать трубки почти с детства. Еще ребенком он унаследовал от отца мистическую любовь к трубкам. В 1974 в 16 он начал работать младшим подмастерьем у Anne Julie в Vester Voldgade в Копенгагене. Как и положено, начал с ремонта и работал несколько лет с утра и до вечера. Настало время попробовать делать трубки самому. После трех лет работы на мастерскую Pibe-Dan, Том был готов к независимости. Но сначала было надо избавится от остатков юности, и год он проплавал по Датским морям. В 1981 Том открывает свою мастерскую в Taarbaek, недалеко от Копнгагена, где и живет с семьей. Иногда Том подрабатывал столяром и плотником.
Коньком Тома является финишная отделка, называемая им «laboratory stain» (лабораторная морилка). Он унаследовал ее у Anne Julie, которая ее использовала, но у него она получилась еще более контрастная. Для Стенвелла он разработал финиш для одной из лучших серий - Golden Contrast. В 90-х годах он разработал несколько абсолютно новых форм. Это формы обычно очень тонкие и изящные. Некоторые трубки Том маркирует маленькой симпатичной улиткой. Sixten Ivarsson как трубочный мастер Мы уже уделили внимание Сикстену «в целом», теперь расскажем о Сикстене Иварссоне как о мастере. Он начинал в конце 40-х – начале 50-х. До него трубки были классическими. Сикстена можно назвать родоначальником фрихенда. Чтобы понять, что привнесено новое, разберемся с формами. Есть три основных способа придать трубке форму:
- Копировальный станок, в точности повторяющий форму разработанную мастером. Этот метод используется на фабриках.
- Чаша режется мастером на станке. Преобладают круглые формы.
- Чаша изготовляется с помощью плоского или круглого абразива. Это позволяет мастеру изготовлять любую несимметричную форму.
Другая новизна – технический перфекционизм. Сегодня мы ждем от мастера безупречного внешнего вида, исключительной сверловки, удобного мундштука, красивого рисунка и др. Большинство фабричных трубок не могут предоставить это все сразу. Сикстен искал пути. Другим направлением было использование нетрадиционных материалов, таких как бамбук, рог, и самая обычная кость. Эти материалы использовались и ранее, но не так изысканно. Когда он начинал делать трубки (после войны), ощущалась явная нехватка бриара. И тогда когда обычно из блока делалась одна трубка – Сикстен резал три. Чтобы компенсировать коротковатость чубуков и получить все таки хорошую форму и карсивый дизайн, Сикстен добавлял третье колено из других материалов. Сикстен родился в 1910 году, а свои последние трубки он сделал в 1992-1993. Он никогда не делал более 200 трубок в год. Продавались они по всему миру. С 1965 на трубки грейд не ставился. Lars Ivarsson Ларс, несомненно, был в привилегированном положениипо сравению с другими мастерами. Еще в юном возрасте он зарабатывал карманные деньги, подрабатывая ремонтом в лучшей трубочной мастерской у своего отца. В возрасте 17 лет он продал свою первую трубку для Iwan Ries в Chicago. Ларс завоевал такую же высокую репутацию, как и отец. До решения стать трубочным мастером, он хотел получить «реальное образование» и изучал экономику бизнеса. Но даже учась в бизнес-школе, он продолжал делать трубки. Но никогда не работал ни экономистом, ни менеджером. Как и большинство других мастеров, он предпочитал работать в пригороде. В последние годы работы Сикстена Ларс помогал ему в мастерской один или два дня в неделю. В середине 80-х в качестве хобби Ларс начал изготавливать еще и ножи. Если Вы видели его трубки, то несложно будет представить качество этих ножей.
Emil and Jess Chonowitsch
Будет естественным продолжить обзор вторыми наиболее известными в Дании с 60-х отцом и сыном – Еmil и Jess Chonowitsch. Отец стал мастером уже взрослым после долгих лет работы на крупнейшего в Копенгагене табаккониста. Эго мечтой была независимость, которая и привела к этой новой професии. Перед началом работы в собственной мастерской в закрытой школе (Atterup Pibemageri), Эмиль был взрослым подмастерьем у Поля Расмуссена. Он, как и остальные, начинал с ремонта. В своих линиях и формах Эмиль отличался от других. Он делал серии 12 стандартов, показывая свои идеалы классики: Billiard, Canadian, Bulldog и т.д. Вы никогда не увидите несимметричного Хоновича. Трубки Джесса очень сильно отличаются от трубок отца.
Gert Holbek
Герт Хольбек - старейший Датский мастер после смерти Сикстена Иварссона, родился в 1928 году. Он начинал с Полом Расмуссеном в 1953. После полутора лет и десятка тысяч отремонтированных трубок, он открыл свое дело, и делает трубки до сих пор… Все эти годы он делал примерно по две сотни трубок в год, которые продавал через Pibe Dan, до его закрытия в 1991 году. Английский каталог Pibe Dan’s в 60-х принес его имя в Европу, Японию и США. Особенно много его поклонников в Японии. С годами количесвто выпускаемых трубок снижалось, но он не смог полностью покинуть прекрасный мир трубок.
Несмотря на почти 50 лет в трубочном бизнесе, он не очень известен среди курильщиков трубки и коллекционера в Дании. Вероятно потому, что он никогда не хотел быть частью "окружающей среды трубы" и о нем никогда не было никаких статей в датских трубочных журналахы. Только старые регулярные клиенты от Pibe Dan кивнут головами с признанием, когда упомянут его имя. В течение длинных периодов он работал в промышленном дизайне и увлекался техническими новшествами. Его понимание формы и идиомы может быть увидено в наборе, состоящем из ножа, вилки и ложки, названного Prizma, которые он соединил друг с другом еще в начале 60-х. Набор все еще продается в больших количествах во всем мире. Он получил множестов патентов, и он "изобрел" 2211 - вероятно лучшая жидкость чистки трубок, потому что она и раслагает остатки, дезинфицирует, и пропитывает дымовой канал в чубуке и мундштуке.
Дизайн трубок Gert Holbek отчетливо специфичны и не меняютя многие годы. Не многое указывает на то, что он начинал с Полом Расмуссеном. Есть трубки с длинной камерой, называемые «Сhimneys», разработанные совместно с Pibe Dan. Его трубки, по его собственным словам, весьма аскетичны. Вы не найдете колец и других украшательств. Внешний вид прост, линии чисты, сопряжения идеальны. Гладкие трубки почти всегда Straight Grain, покрыты «теплой» орехово-красной морилкой.
Tom Eltang
Eltang начал делать трубки почти с детства. Еще ребенком он унаследовал от отца мистическую любовь к трубкам. В 1974 в 16 он начал работать младшим подмастерьем у Anne Julie в Vester Voldgade в Копенгагене. Как и положено, начал с ремонта и работал несколько лет с утра и до вечера. Настало время попробовать делать трубки самому. После трех лет работы на мастерскую Pibe-Dan, Том был готов к независимости. Но сначала было надо избавится от остатков юности, и год он проплавал по Датским морям. В 1981 Том открывает свою мастерскую в Taarbaek, недалеко от Копнгагена, где и живет с семьей. Иногда Том подрабатывал столяром и плотником.
Коньком Тома является финишная отделка, называемая им «laboratory stain» (лабораторная морилка). Он унаследовал ее у Anne Julie, которая ее использовала, но у него она получилась еще более контрастная. Для Стенвелла он разработал финиш для одной из лучших серий - Golden Contrast. В 90-х годах он разработал несколько абсолютно новых форм. Это формы обычно очень тонкие и изящные. Некоторые трубки Том маркирует маленькой симпатичной улиткой.
Sixten Ivarsson как трубочный мастер
Мы уже уделили внимание Сикстену «в целом», теперь расскажем о Сикстене Иварссоне как о мастере. Он начинал в конце 40-х – начале 50-х. До него трубки были классическими. Сикстена можно назвать родоначальником фрихенда. Чтобы понять, что привнесено новое, разберемся с формами. Есть три основных способа придать трубке форму:
- Копировальный станок, в точности повторяющий форму разработанную мастером. Этот метод используется на фабриках.
- Чаша режется мастером на станке. Преобладают круглые формы.
- Чаша изготовляется с помощью плоского или круглого абразива. Это позволяет мастеру изготовлять любую несимметричную форму.
Другая новизна – технический перфекционизм. Сегодня мы ждем от мастера безупречного внешнего вида, исключительной сверловки, удобного мундштука, красивого рисунка и др. Большинство фабричных трубок не могут предоставить это все сразу. Сикстен искал пути. Другим направлением было использование нетрадиционных материалов, таких как бамбук, рог, и самая обычная кость. Эти материалы использовались и ранее, но не так изысканно. Когда он начинал делать трубки (после войны), ощущалась явная нехватка бриара.
И тогда когда обычно из блока делалась одна трубка – Сикстен резал три. Чтобы компенсировать коротковатость чубуков и получить все таки хорошую форму и карсивый дизайн, Сикстен добавлял третье колено из других материалов. Сикстен родился в 1910 году, а свои последние трубки он сделал в 1992-1993. Он никогда не делал более 200 трубок в год. Продавались они по всему миру. С 1965 на трубки грейд не ставился.
Lars Ivarsson
Ларс, несомненно, был в привилегированном положениипо сравению с другими мастерами. Еще в юном возрасте он зарабатывал карманные деньги, подрабатывая ремонтом в лучшей трубочной мастерской у своего отца. В возрасте 17 лет он продал свою первую трубку для Iwan Ries в Chicago. Ларс завоевал такую же высокую репутацию, как и отец. До решения стать трубочным мастером, он хотел получить «реальное образование» и изучал экономику бизнеса. Но даже учась в бизнес-школе, он продолжал делать трубки. Но никогда не работал ни экономистом, ни менеджером. Как и большинство других мастеров, он предпочитал работать в пригороде. В последние годы работы Сикстена Ларс помогал ему в мастерской один или два дня в неделю. В середине 80-х в качестве хобби Ларс начал изготавливать еще и ножи. Если Вы видели его трубки, то несложно будет представить качество этих ножей.
Идея перфекционизма, высшего качества, перешла к нему от отца. Помня его слова, что не может быть «достаточно хорошо» Ларс прорабатывает каждую мельчайшую деталь. Он считает, что над трубкой надо работать, пока уже нельзя ничего улучшить. Сначала его трубки напоминали отцовские, потом появился собственный стиль и много новых форм. Половина его трубок ассимметричные. Цвета обычно коричневые и красноватые. Он делает порядка 60-70 трубок в год. 1-2 клеймятся рыбкой, это символ абсолютно безупречного качества. Его трубки продаются в Японии, США, Швейцарии и Италии. Его талантливая дочь, Nanna, проработала несколько лет трубочным мастером под руководством деда, но потом выбрала карьеру дизайнера, а несколько лет спустя снова вернулась к трубкам и на сегодня уже сделала себе имя в трубочном мире.
Ph. Vigen
Jes Phillip Vigen Gertsen (сокращенно: Ph. Vigen) еще один из датских хайгрейдеров, достаточно малоизвестный. До сих пор он часто работает под другими марками. Ему принадлежит высшая линия трубок Bjarne. Родился в 1953, начал работать в мастерской W.O. Larsen с Formerэом в качестве первого учителя. Когда Larsen закрылся, ему пришлось искать работу и он работал у Ульфа и Пера Бангов. Через полтора года перешел вслед за Томом Элтангом в Pipe Dan.
Сначала в Pipe Dan он делал все ремонтные работы и изготавливал 8-10 трубок в месяц. Как было принято – эти трубки имели его личное клеймо и клеймо магазина. В Pipe Dan он проработал до закрытия в 1991 году. С той поры он работает самостоятельно.
______________________
With kind permission:
JAKOB GROTH