Pipe Site
Сайт о курительных трубках и трубочном табаке

Декоративные материалы

delgrano_gold_350_200.jpg

diamond_350_200.jpg

 
Сегодня использование различных материалов для украшения очень популярно в трубочном деле очень популярно. Широко используются различные натуральные материалы, ценные пород дерева, обычно с ярко выраженной цветовой гаммой, янтарь, натуральный, искусственный или прессованный (из крошки натурального янтаря), окаменелости, такие как мамонтовая кость. Также широко применяются для украшения трубок материалы из рогов современных животных, моржовая и слоновая кость. Применение металлов в этих целях вообще является традиционным. Прежде всего, применение таких материалов имеет чисто практические причины – удлинение или усиление чубука и защиту сочленение чубука с мундштуком. 18-каратное золото и натуральный бриллиант на трубках итальянской фирмы Del Grano, выпускающей аксессуары для нуворишей, является в некотором роде "венцом" такого украшательства. Мы рассмотрим "более приземленные" материалы, из которых,тем не менее, трубочные мастера производят настоящие шедевры.
Бамбук
Использование бамбука и рога имеет уже давнюю традицию. Если не обращать внимания на национальные приверженности, например, в Японии, то первым широко использовать рог и бамбук для удлинения чубука стал Сикстен Иварссон (SixtenIvarsson). После Второй Мировой войны был дефицит бриара и Сикстен старался вырезать из одного блока как можно больше чаш. А вот для удлинения чубука он использовал бамбуковые и роговые вставки. Сегодня хороший бамбук так же трудно достать, как и хороший рог.  В бамбуке е важным для эстетики считается количество узелков на единицу длины, а сам описываемый бамбук не являтся привычным нам материалом. Проще говоря, для трубок используется не тот бамбук, что идет на удочки.
Для вставок в трубки используются корни бамбука, причем совершенно определенного его вида. Такой бамбук растет в Китае, Японии, некоторых других азиатских странах и найти поставщика материала по разумным ценам очень сложно. Эти корни бамбука не являются полыми, в отличие от стеблей; сердцевина их является весьма пористой и после сверления при удлинении чубука работает как своеобразный фильтр. На фотографиях ниже представлены заготовки трубочного бамбука, поставляемые китайцами. Черный бамбук  - вообще большая редкость для трубочного мира Европы. «Гроссмейстерами» в производстве трубок с бамбуком считаются японские мастера Сато (Satou) и Токутоми (Tokutomi) из европейцев признанным мастером считается Том Элтанг (Tom Eltang). На фото- ниже представлен фрагмент трубки Тома Элтанга с уникальным кусочком бамбука. На нем 10 близко расположенных узелков и натуральный изгиб. Также представлены фрагменты работ Питера Хиршена (Peter Heershen) из Дании, Дж. Алана (J. Alan) и Скипа Эллиотта (Skip Elliott) из США. Чисто технологически  соединение бамбука с бриаром чубука и мундштуком  - очень тонкая и трудоемкая работа.

bamboo_300_200_1.jpg
Черный бамбук

bamboo_300_200.jpg
Желтый бамбук

Bamboo_1_300_200.jpg
Tom Eltang

Bamboo_2_300_200.jpg
Peter Heershen

 Bamboo_3_300_200.jpg
J. Alan (USA)

Bamboo_Okamura_Yukio.jpg
Okamura Yukio (Japan)


Рог и кость
Рог и кость применяют многие современные мастера, как для украшения, так и визуально и конструктивно удлиняя чубук. Использование рога для украшения трубок требует большой ручной работы и терпения. Едва ли какой-либо другой материал может так изменятся в объеме, как рог, если он не выдержан и не обработан должным образом. Зачастую, у недостаточно опытных мастеров, в месте соединения рога с деревом появляется ступенька уже после окончательной финишной отделки, когда трубка готова к продаже. Замечательные работы с применением рога делают Формер (Former), Бьорн (BjoernofSweden) и Корнелиус Майенц (CorneliusMänz). Последний умудряется имитировать роговой вставкой бамбук. В трубоделии применяют не только рога, но современную слоновую кость, кость ископаемого мамонта, клыки и зубы морских животных (моржа, морской коровы). На фото ниже последовательно справа-налево: слоновая кость; мамонтовая кость; рог африканской антилопы; зуб морской коровы; олений рог.

elephant_ivory_150_110.jpg

mammoth_ivory_150_110.jpg

rog_antilopy_150_110.jpg 

rog_mor_korovy_150_110.jpg

olenii_rog_150_110.jpg

ZHorn02_300_200.jpg
Cornelius Mänz (рог)

ZHorn04_300_200.jpg
Former (рог)

ZHorn03_300_200.jpg
Rudolf Apelt (вставка-рог антилопы)

ZHorn01_300_200.jpg
Bengt Carlson (вставка-рог)

Рог антилопы очень плотный по структуре, хорошо полируется, становится полупрозрачный на просвет и очень красив. Однако иногда мастера используют и олений рог для удлинения чубука или просто для вставок. Олений рог более пористый, хуже шлифуется, однако в сочетании с определенной структурой дерева также очень красив.

ZAntler_Tyler_Lane.jpg
 Tyler Lane (олений рог)

ZAntler_Werner_Mummert.jpg
Werner Mummert  (олений рог)

Придуманные Ларсом Иварссоном и Джессом Чоновичем (Jess Chonowitsch), небольшие кольца в месте сочленения мундштука с чубуком, сделанные из ярких материалов, имеют сегодня большую популярность. Эти кольца сделаны из мамонтовой, слоновой кости или светлого дерева, такого как самшит или береза. Красивые кольца в настоящее время делают как мастера с мировой известностью - Волфганг Бекер (Wolfgang Becker), Корнелиус Маенц (Cornelius Mänz), Кент Расмуссен (Kent Rasmussen), Том Элтанг (Tom Eltang), так и менее известные.  На самом деле, украшение трубок расцвело с наступлением эпохи стиля Freehand («свободных форм») в трубоделии. Классические каноны допускали украшение трубок металлическими кольцами и вставками в трубках Army Bit. Кость очень хорошо украшает трубку, контрастируя с другими ее частями.

ZIvory01_300_200.jpg
 Wolfgang Becker (мамонтовая кость)

ZKost_300_200.jpg
Werner Mummert  (слоновая кость)

 
В дизайнерских поисках мастера применяют порой весьма неожиданные материалы, о которых в таком примененении обычный человек вряд ли бы подумал. Ниже две фотографии фрагментов трубок Radice c украшением рога оленя и, судя по всему, клыка кабана.

Radice_ROG1.jpg
 Radice (рог оленя)

Radice_ROG2.jpg
Radice

Дерево
RAZNOE_DEREVO.jpgВ качестве украшения часто используются и вставки из экзотических и не очень пород дерева, имеющих контрастные, яркие цвета древесины. В существующем мире для разных стран экзотика то, что не растет поблизости. Используют и березу, и самшит, и акацию, и обычный клен. А вот использование, собственно, черного дерева – эбони, давшего название эбониту, редко в трубоделии. Черное дерево в общем-то не черное. Оно имеет красивую, с кроваво-красными прожилками, прекрасную структуру, но плохо сочетается с обычно черными трубочными мундштуками. Однако при проектировании трубок с мунштуками из цветного акрила, мастера дают волю фантазии.  Из дерева делаются как переходные колечки, аналогичные тем, что мы видим выше, сделанным из кости, так и различные вставки для удлинения чубука.

Bereza_300_200.jpg
 Kent Rasmussen (береза)

Bereza_300_200_1.jpg
Акация (Япония)

 ZBuchs04_300_200.jpg
Cornelius Mänz (акация)

ZEbenholz_300_200.jpg
Cornelius Mänz (эбони, кольца - акация)

 Klen_Eliott_Nashawalter_300.jpg
Elliott Nashwalter(клён)

Honduras_Rosewood_Eliott_Na.jpg
Elliott Nashwalter(розовое дерево, Гондурас)

 ZGrenadill_300_200.jpg
Peter Hedegaard (гренадилл - 2-х цветное эбони)

Bolas_de_Fuego.jpg
Bolas de Fuego (комбинация)


Металлы

Использование металлов в трубоделии намного старше, чем применение вышеупомянутых материалов. Серебряные кольца и красивые спиготы использовались в классических трубках из Англии и Ирландии. Можно предположить, что впервые металлические кольца использовались при переломах чубука или делались “профилактически” для укрепления соединения чубука с мундштуком. Использование колец из серебра, золота и высокосортной стали, как элементов украшения, получили широокое распространение в конце 19-го – 20-х веках.  Создание из таких материалов в сочетании с деревом произведений искусства заслуживает столь же высокого уважения, как и создание самой трубки.
В наше время прекрасные работы по серебру, легированной стали и титану делают Лес Вуд (LesWood), Ульф Нолтенсмайер (Банг) (UlfNoltensmeier (Bang)). Даниель Джуд (DanielJud) специализируется на стали и титане. Изумительны работы по металлу в традиционных японских технологиях Роландо Негоиты (RolandoNegoita), хотя по рождению он румын, живущий в США.

serebr_trubki_150_130_1.jpg

serebr_trubki_150_130_2.jpg

33_m1_150_130.jpg 

33_m2_150_130.jpg

Gold_150_130.jpg

 ZSilber03_300_200.jpg
Phil Vigen (серебрянное кольцо)

ZStahl_300_200.jpg
Dфniel Jud (легированная сталь)

ZGold02_300_200.jpg 
Dunhill  (золотой спигот, антиквариат)

ZGold01_300_200.jpg
Björn of Sweden (золотое кольцо)

 Negoita_1.jpg
R. Negoita  (бронза и серебро)

Negoita_2.jpg
R. Negoita (сталь)

ZSilber01_300_200.jpg 
Tom Eltang (серебрянный спигот)

ZSilber02_300_200.jpg
Peterson (серебрянное кольцо)



Другие материалы
Для украшений используются и другие материалы, такие как янтарь, искусственный янтарь,  ляпис-лазурь. Они известны, но сравнительно редко используются в создании трубок отчасти по причине малой прочности и технологичности. Они хрупки, их трудно обрабатывать.  Хотя, порой, их ипсользование приводит  к удивительным результатам.

Yantar_1.jpg 
Jürgen Schmitt (натуральный янтарь)

Yantar_2.jpg
 Rainer Barbi (акрилат под янтарь)