Фарфоровые курительные трубки
Фигурный фарфор
Наиболее разыскиваемые коллекционерами - фигурные фарфоровые трубки. Уже в 1730 году, вскоре после распространения техники производства фарфора в Европе, появляются первые образцы «фарфорок». Мастер-модельер известной Майсенской фарфоровой мануфакутры, Йохан Йоахим Кадндле (Johann Joachim Kändle), сделал одно из самых выразительных произведений. Трубка со львом - его самое ранннее фигурное произведение, датированное 1738 годом.
Головы жителей Турции, мужские и женские, со сложными и украшенными тюрбанами, были особенно популярны. Дорогие подарки и в то время, эти трубки сейчас очень редки и высоко ценимы коллекционерами. В течение девятнадцатого столетия качество фарфоровых трубок снижалось в противовес растущему количеству. Фигурные трубки производятся все реже, а роспись по фарфору становится менее натуралистической и тонкой. Несколько изготовителей продолжают делать прекрасные портретные и скульптурные трубки, но большинство трубок на рынке грубо по форме, живопись примитивна и темы вульгарны. Табачные чаши, изображающие животных, лягушек, белок, лис, слонов и т.д. становятся особенно популярными, хотя теперь это может быть расценено как китч высшего уровня. Приблизительно 1900 фигурная трубка исчезает с рынка. Предназначение последних фарфорок – быть выкуренными в пабе солдатами или рабочими. Эти трубки посвящены питью и пиву.
| ||
Stummels
Самая популярная форма фарфоровой трубки - так называемый Stummel, или по-немецки HolländischesModell(Голландская модель), удлиненной овальной формы чаша на основании короткой ножки, напоминающая пофо рме тюльпан, и короткий чубук. Эти чаши были вставлены в основу, сделанную из рога или позднее фарфора, соединяющую трубку с идущим вверх мундштуком, также использующуюся и для сбора влаги при курении. Простая форма stummel была идеальной основой для развития живописи на фарфоре. С 1780-х, начала производства, были в ходу утонченные миниатюрные картины. Популярная тематика - портреты, изящные сцены, топография и исторические сцены. Качество росписи трубок, как происходило с очень многими объектами прикладного искусства, уменьшалось в течение десятилетий. После 1850-х годов картины становятся более примитивными, и все чаще ручную роспись начинают заменять литографиями и переводными картинками. В стиле начинают доминировать сцены охоты. Несколько особняком стоят трубки, сделанные по заказам и ассоциируемыме с фамилией, семейным гербом или представлением профессии, весьма часто связанные со знаменательными датами. Роспись таких трубок заказывалась у Hausmaler («самодеятельный художник»), которые рисовали сцены по заказу. Менее интересны с эстетической точки зрения - военные предметы, тем не менее высоко ценимые среди небольшой группы коллекционеров. Эти трубки резервиста были подарком солдату, который оставлял армию. На подарке писалось имя солдата, а на некоторых также указываются также имена всех его сослуживцев. Эти трубки - часть массового производства - последний всплеск промышленного производства фарфоровых трубок. После 1900 Stummel исчезает как серьезный инструмент для курения и превращается в сувенир. Более фешенебельные, удобные и прочные бриаровые трубки вытесняют фарфор.
| ||
По материалам
Pijpenkabinet Foundation & Smokiana Pipeshop
Prinsengracht 488 1017 KH Amsterdam
The Netherlands
The Netherlands