Pipe Site
Сайт о курительных трубках и трубочном табаке

Фирмы и мастера: Bart Antoniewsky (BAC pipes)

Bart Antoniewsky  UKAZATEL_10.jpg

 

Person-1.jpg

Person-3.jpg

Person-2.jpg

 
После своей первой поездки в Соединенные Штаты на International Pipe and Tobacciana Show в 2001 году в Чикаго, поляк Барт Антониевский (Bartlomiej Antoniewski) почти  решил бросить занятие трубодела. Талантливый резчик  Антониевский, лучше известный американским курильщикам трубки как Барт, делал трубки в Польше с 1985 года. Пока он служил в Польской Армии, Антонивский в свободное время изучал мастерство трубодела в качестве подмастерья в мастерской Ричарда Филяра (Ryszard Filar).
И с его с 16 годами опыта мастера-трубодела, Антониевскй полагал, что знает, как делать хорошие трубки. А история была такой. За несколько месяцев до Чикагского шоу, его американский дистрибьютор, Марек Лежзорович (MarekLejzorowicz), владелец BACArtPipes, попросил организатора шоу, Франка Бурлу (FrancBurla), покритиковать и проанализировать работу Антониевского. Бурла, опытный коллекционер трубок, владеющий собственным музеем трубок в предместье Чикаго, согласился, но с предупреждением, что он будет честен и что иногда его конструктивная критика бывает неверно истолкована как злобность.
По прибытию на показ, Антониевский встретил Бурлу в его гостиничном номере, где они провели приблизительно 40 минут, исследуя и обсуждая табачные камеры, местоположение дымового канала, соединение чубука и шипа, баланс и внешний вид. "После того, как я все посмотрел, я спросил Барта, - Вы делаете трубки как художественные работы, или все-таки вы делаете трубки, предназначенные для курения? – рассказывает Бурла, - "Барт сказал, что он думал, что это одно и то же, но я сказал ему, что это нетак. Он делал красивую резьбу, но инженениия его трубок была отвратительна ".
Ошеломленный критикой Бурлы, Антониевский вышел из комнаты и уже рассматривал вариант возвращения в Польшу, с тем, чтобы никогда больше не делать трубки. Но после некоторых ободрительных слов других  мастеров и нескольких часов расстройства, его задетое самолюбие успокоилось и он настроился улучшать свои навыки. Он возвратился к стенду BACArtPipes, где продал несколько трубок. Год спустя  Антониевский прилетел на следующее шоу и, как предмет оценки для конструктивной критики, представил Бурла трубку с вырезанным изображением самого  Бурла. Все было настолько прекрасно исполнено, что Бурла прсто не было к чему придраться. Оноценилработукак «прекрасную».
Спустя более чем пять лет после его первой поездки в Чикаго уроки, которые были ему преподаны, Антониевский все так же держит в уме, поскольку он продолжает вырезать трубки в своей маленькой мастерской рядом с домом в городке  Przemyґsl в Польше.
Przemyґsl был домом для Антонивского в течение всей его жизни. Расположенный на юго-восточной оконечности Польши, город с приблизительно 70 000 жителями находится только в 10 милях от границы Польши с Украиной. С протекающей через город рекой и его близости к Карпатам на юге, Пржемышл долго был важным центром торговли и, в течение прошлых 100 лет, стал центром трубоделания в Польше. Изрядное число мастерских трубоделов расположено именно в этом городе.
Что сподвигло Барта делать трубки – он и сам не может теперь ответить. Может быть – наличие в городе большого числа мастерских, в которых трубки делалаи всегда. Такилииначе, в 1985 годуБартначал делатьтрубки.
Он начал с того, что он называет "обычными трубками" - классические формы - но уже через год своего ученичества он начал делать "резные трубки" – в форме зверей, цветов и барельефов известных людей, оттачивая навыки работы, в которой он и специализируется сегодня. После работы под опекой Филара, Барт взял годовую паузу и работал в ботаническом саду в Bolestraszyce до основания своей собственной фирмы, «Скульптура» («Skulpture»), в 1989 году. Два года спустя, он изменил название своей фирмы на  AtelierB. Antoniewski.
Мастерская Барта – это приблизительно 45 квадратных метров, тесные, но должным образом укомплектованные. Полки с красками, акриловыми мундштуками и инструментами для резьбы занимают две стены помещения. Оставшееся место на стенах украшено сувенирами, накопленными за более чем 20 лет трубоделания. Эмблемы и постеры с Американских PipeShow, в которых он принимал участие, сертификат торговца, выпущенный местным органом власти, подтверждающий, что Антониевский является зарегистрированным ремесленником.
Большая часть оборудования Антонивского установлена на трех рабочих местах, расположенных вдоль помещения. Токарный станок и ленточная пила занимают один стол. Полировально-шлифовальнео устройство делят другой стол с долотами и щетками. Третье рабочее место, расположенное под единственным окном, является местом, где Антониевский собственно и вырезает большинство своих работ.
Антониевский носит кожаный передник, чтобы защитить одежду в процессе работы, он среднего роста  с широким лбом, носит волосы до плеч и говорит по-английски с явным польским акцентом.
Спокойный по характеру, Барт обсуждает свои работы с вдумчивой честностью, показывая талантливого ремесленника, который всегда ищет способы улучшить свое искусство.
"Я родился с талантом вырезать," говорит Антониевский, - "Сначала я сделал деревянные японские статуэтки, называемые нэцкэ. После того, как я получил возможности для создания моих первых трубок, я начал делать резные трубки, переводя статуэтки нэцкэ на трубки. Но талант - только 40 процентов уравнения. Остальные - упорная работа, развивающая этот талант. Если Вы посмотрите на мою первую трубку и сравните с теми, что я делаю теперь, Вы даже не сможете предположить, что ту трубку сделал я. Мои навыки значительно возросли."
Навыки Антониевского наверняка улучшились за много лет, но он также и получил доступ к лучшему бриару с тех пор, как Польша стала Западной страной. "Бриар было трудно достать до падения Железного занавеса. Коммунизм перемещал Польшу назад. Теперь я получаю лучшие плато бриара, главным образом, из Италии. Он очень хорош для вырезывания трубок. Также я получаю бриар из Испании, Италии и Греции. Интересно, что бриар из разных мест имеет несколько различный цвет. Ипсанский бриар розовый, итальянский беловатый, греческий - соединение цветов. Я знаю, какой бриар использовать для какого типа трубки. Например, для резной трубки нет необходимости использовать именно плато, потому что рисунок бриара вторичен к резьбе." 
Антониевский выдерживает бриар как минимум два года. Некоторые блоки имеют выдержку до десяти лет. "Конечно, реальный возраст бриара трудно определить" -  говорит он со смехом. "Два года старения достаточно хороши, чтобы сделать трубку, потому что после двух лет Вы никогда не будете иметь проблем с вкусом дыма, отдающим смолами."
На изготовление трубки у Барта может уйти день, а может и неделя, в зависимости от того, насколько сложна будет работа. Независимо от того, будет ли это классической трубкой, работа над которой типично занимает только день, или трубка с портретом, начальные шаги остаются теми же самыми.
Выбирая кусок бриара из ведра под одним из его рабочих мест, Антонивский говорит, "первый шаг - идея. Следующий шаг - эскиз. После того, как я сделаю эскиз на бумаге, я вырезаю заготовку, чтобы сделать прослеживаемую форму того, как трубка должна быть расположена в бриаре и обточена. Тогда же я определяю угол для дымового канала и табачной камеры и переношу также на эскиз."
Чтобы продемонстрировать свои методы работы, Антониевский начинает делать трубку, которую он называет "Нагой" - формой, которая изображает нагую женщину присевшей и дотягивающейся кончиками рук до пальцев ног. Он рисует соответствующую схему линий и переносит ее на бриар.
"Когда я выбрал форму, я беру куски дерева и выбираю наилучший для этой модели трубки. Я переношу  форму на бриар. Потом леночтной пилой я убираю лишнее."
Однако, некоторые из работ Антониевского настолько деликатны, что он не может доверять машине, чтобы отрезать лишнее без риска повредить трубке. В этих случаях он отпиливает лишнее вручную.
"Я предпочитаю ручную ножовку, потому что ей легче управлять. Также для очень острых углов я использую лобзик." Как только грубая форма трубки вырезана, Барт просверливает воздушное отверстие. Помещая заготовку на токарный станок, он вытачивает табачную камеру. Далее начинается поистине таинство ручной фигурной резьбы по дереву….
Источник: P&T Magazine
 

Photo-1.jpg

Photo-2.jpg

  

Photo-3-245.jpg

Photo-4-245.jpg

Photo-5-245.jpg

Photo-6-245.jpg

Photo-7-245.jpg

Photo-8-245.jpg

Photo-10-245.jpg

Photo-9-245.jpg

Photo-11-245.jpg