КОбычев КОвырял
|
|
Биография Мастера Леонида Кобычева удивительно витиевата, полна событиями и резкими поворотами. Его путь в трубочный мир также был долог, и, отчасти, неожидан для него самого. Если бы 15-20 лет назад ему сказали, что он будет реставрировать старые курительные трубки и делать новые, и именно как трубочный Мастер станет наиболее известен – думаю, он бы послал…
Леонид Кобычев родился в подмосковном военном городке Академии им. Гагарина - Монино - в 1961 году. Получил профессию электрика и ушел служить в армию. Манили дальние страны и приключения (о которых он увлекательно может рассказывать часами), поэтому после демобилизации по комсомольской путевке поступает в мореходку на Дальнем Востоке, заканчивает судовым механиком и совершает четыре кругосветных плавания на рыболовецких судах. Некоторое время, по требованию семьи, работает фотографом, но тяга к приключениям пересиливает. С 1988 года – геофизика, шесть сезонов в Заполярье, две зимовки. Сплошная романтика, техника, о художестве – ни слова.
Толчком к началу творчества стала местная «зимовка» во времена революции начала 90-х. Сидя в подмосковной геофизической лаборатории, выпив весь казенный спирт, без работы и с зарплатой, которой едва хватало на автобусный билет, Леонид с приятелем задумались – чем бы заняться…
Очень скоро ложки стали не простыми, а резными, через некоторое время появились сложные работы – «Блинный сервиз Леонида Кобычева» (в частной коллекции в Японии). В 1994 появились первые абстрактные скульптуры - «бузинявки» - сделанные из бузины. Экспериментировал с вязом, рябиной, кленом. С годами сформировался его стиль, найден любимый материал – береза.
Все его скульптуры сделаны из единого куска дерева, по старинным русским технологиям обработки, с применением восковой полировки. Скульптуры Кобычева одинаково хорошо живут и на каминной полке особняка, подчеркивая простор гостиной, и в тесной московской квартирке, создавая бесконечное пространство там, где его и быть не могло… В конце XX века Леонид иногда брал заказы на элитную мебель, сбыт скульптур становился все труднее.
В 2004 году один из знатоков, коллекционеров и реселлеров подержанных курительных трубок, предложил Леониду применить его опыт работы с деревом и оборудование для реставрации бывших в употреблении фирменных курительных трубок и ремонтных работ трубок заказчиков. Трубокуров и трубок в России становилось все больше, ремонтников высокого класса не было вовсе. В 2004 году Леонид в очередной раз женился, у него родился сын, и он осел в своей маленькой мастерской на Юго-Востоке Москвы, чтобы быть ближе к семье. Итак, трубочное дело Кобычев начал познавать, идя тем же путем, что и большинство известнейших Датских мастеров конца 20-го века – с ремонта и реставрации трубок и изготовления мундштуков.
За несколько лет работы он перечинил трубки практически всех известных в России зарубежных и отечественных мастеров и приобрел огромные познания в инженерии трубок. Немаловажным является и тот факт, что очень часто любители-трубокуры просили переделать трубку или исправить недоделки в новых фирменных трубках. Недоделки касались, в основном, именно инженерии и, соответственно, влияли на качество курения. Отсюда пришло знание того, какую конструкцию должна иметь трубка, чтобы правильно, сухо и холодно куриться.
Пожалуй, в вопросе правильной инженерии ему нет равных на просторах СНГ, по той простой причине, что такого количества трубок разных мастеров никто не исследовал, не реставрировал и не переделывал. Правда, добиться от Леонида списка зарубежных, особенно именитых «бракоделов», нереально. Он свято соблюдает принцип «цеховой солидарности».
Как считает большинство «непосвященных», секреты мастерства изготовления трубок тщательно охраняются; получить информацию о том, как делать высококлассные трубки, в России получить практически не от кого.
Если о качестве курения той или иной трубки производства определенного мастера можно узнать у ее владельца, то до того, какие должны быть пропорции чаши, чубука и мундштука, как должен быть сделан дымовой канал, чем и как окрасить трубку, как ее отполировать, Леониду приходилось доходить практически самому, изучая и осмысливая все, что попадало ему в руки для ремонта и реставрации.
Кое-какую информацию он почерпнул от приятеля-коллекционера, чуть позже, по совету друзей, освоил Интернет, и кое-что новое для себя нашел в зарубежных источниках. Поскольку Леонид, по натуре своей, инженер с хорошим художественным видением, из всего многообразия своего и чужого опыта он постепенно сформировал свои технологии работы, «best practices», как говорят на Западе.