Pipe Site
Сайт о курительных трубках и трубочном табаке

КОбычев КОвырял

 PH_15.jpg

 PH_17.jpg

 

Биография Мастера Леонида Кобычева удивительно витиевата, полна событиями и резкими поворотами. Его путь в трубочный мир также был долог, и, отчасти, неожидан для него самого. Если бы 15-20 лет назад ему сказали, что он будет реставрировать старые курительные трубки и делать новые, и именно как трубочный Мастер станет наиболее известен – думаю, он бы послал… 

Леонид Кобычев родился в подмосковном военном городке Академии им. Гагарина - Монино - в 1961 году. Получил профессию электрика и ушел служить в армию. Манили дальние страны и приключения (о которых он увлекательно может рассказывать часами), поэтому после демобилизации по комсомольской путевке поступает в мореходку на Дальнем Востоке, заканчивает судовым механиком и совершает четыре кругосветных плавания на рыболовецких судах. Некоторое время, по требованию семьи, работает фотографом, но тяга к приключениям пересиливает. С 1988 года – геофизика, шесть сезонов в Заполярье, две зимовки. Сплошная романтика, техника, о художестве – ни слова.
Толчком к началу творчества стала местная «зимовка» во времена революции начала 90-х. Сидя в подмосковной геофизической лаборатории, выпив весь казенный спирт, без работы и с зарплатой, которой едва хватало на автобусный билет, Леонид с приятелем задумались – чем бы заняться…

Под рукой были инструменты и деревянные стеллажи с приборами. Стеллажи оказались из хорошего выдержанного дерева, и через некоторое время простые деревянные ложки отлично раскупались на Измайловском вернисаже.
Miski.jpgОчень скоро ложки стали не простыми, а резными, через некоторое время появились сложные работы  – «Блинный сервиз Леонида Кобычева» (в частной коллекции в Японии). В 1994 появились первые абстрактные скульптуры  - «бузинявки» - сделанные из бузины. Экспериментировал с вязом, рябиной, кленом. С годами сформировался его стиль,  найден любимый материал – береза.

Все его скульптуры сделаны из единого куска дерева, по старинным русским технологиям обработки, с применением восковой полировки. Скульптуры Кобычева одинаково хорошо живут и на каминной полке особняка, подчеркивая простор гостиной, и в тесной московской квартирке, создавая бесконечное пространство там, где его и быть не могло… В конце XX века Леонид иногда брал заказы на элитную мебель, сбыт скульптур становился все труднее.

Деревянные скульптуры Леонида STRELKA_9PT.jpg

В 2004 году один из знатоков, коллекционеров и реселлеров подержанных курительных трубок, предложил Леониду применить его опыт работы с деревом и оборудование для реставрации бывших в употреблении фирменных  курительных трубок  и ремонтных работ трубок заказчиков. Трубокуров и трубок в России становилось все больше, ремонтников высокого класса не было вовсе. В 2004 году Леонид в очередной раз женился, у него родился сын, и он осел в своей маленькой мастерской на Юго-Востоке Москвы, чтобы быть ближе к семье. Итак, трубочное дело Кобычев начал познавать, идя тем же путем, что и большинство известнейших Датских мастеров конца 20-го века – с ремонта и реставрации трубок и изготовления мундштуков.

За несколько лет работы он перечинил трубки практически всех известных в России зарубежных и отечественных мастеров и приобрел огромные познания в инженерии трубок. Немаловажным является и тот факт, что очень часто любители-трубокуры просили переделать трубку или исправить недоделки в новых фирменных трубках. Недоделки касались, в основном, именно инженерии и, соответственно, влияли на качество курения. Отсюда пришло знание того, какую конструкцию должна иметь трубка, чтобы правильно, сухо и холодно куриться.

Пожалуй, в вопросе правильной инженерии ему нет равных на просторах СНГ, по той простой причине, что такого количества трубок разных мастеров никто не исследовал, не реставрировал и не переделывал. Правда, добиться от Леонида списка зарубежных, особенно именитых «бракоделов», нереально. Он свято соблюдает принцип «цеховой солидарности».
Как считает большинство «непосвященных», секреты мастерства изготовления трубок тщательно охраняются; получить информацию о том, как делать высококлассные трубки, в России получить практически не от кого.

Если о качестве курения той или иной трубки производства определенного мастера можно узнать у ее владельца, то до того, какие должны быть пропорции чаши, чубука и мундштука, как должен быть сделан дымовой канал, чем и как окрасить трубку, как ее отполировать, Леониду приходилось доходить практически самому, изучая и осмысливая все, что попадало ему в руки для ремонта и реставрации.
Кое-какую информацию он почерпнул от приятеля-коллекционера, чуть позже, по совету друзей, освоил Интернет,  и кое-что новое для себя нашел в зарубежных источниках. Поскольку Леонид, по натуре своей,  инженер с хорошим художественным видением, из всего многообразия своего и чужого опыта он постепенно сформировал свои технологии работы, «best  practices», как говорят на Западе.

Трубки из коллекций STRELKA_9PT.jpg

kobychev_03a_small.jpg

kobychev_04_small.jpg

kobychev_06_small.jpg

kobychev_07_small.jpg

kobychev_08_small.jpg

 kobychev_09_small.jpg

 kobychev_10_small.jpg

 kobychev_11_small.jpg

 kobychev_12_small.jpg

kobychev_13_small.jpg

 kobychev_14_small.jpg

kobychev_15_small.jpg

kobychev_05_small.jpg

kobychev_16_small.jpg

 kobychev_17_small.jpg

С течением времени, Леонид начал делать трубки по нечастым заказам. Надо сказать, что, в отличие от многих,  уже распиаренных Российских мастеров, Леонид не стремился к большой известности именно как трубодел, хотя его трубки находятся во многих частных коллекциях. Причиной тому - его стремление достичь высочайшего качества инженерии, а также найти свой, неповторимый стиль, что в трубочном деле достаточно непросто.
С точки зрения художественной, Леонид первоначально тяготел к классике, отчасти потому, что считает, что «классика – основа всего» и тот, кто не может сделать качественную и красивую трубку классических форм, не способен изготовить свободные, творческие формы. Они сложнее чисто технически и в них труднее соблюсти все необходимые,  именно технические требования к изготовлению трубки, от которых зависит качество ее курения. Леонид никогда не забывает о том, что трубка не столько предмет декоративно-прикладного искусства, а сколько  инструмент для курения табака.

Однако, творческое начало и поиск своего стиля в изготовлении трубок, а также предыдущий опыт изготовления деревянных скульптур отчасти абстрактных форм,  время от времени берут свое, и из-под резца мастера появляются совершенно шикарные, ни на какие другие не похожие трубки. При всем при этом, они исполнены с высочайшим мастерством, инженерия этих трубок отвечает самым высоким, без преувеличения, мировым стандартам, эти трубки можно и нужно курить, а не ставить на полку в качестве украшений коллекции.
Еще одно неповторимое качество Кобычева, характеризующее его именно как мастера-профессионала – способность к воспроизведению, точному копированию лучших зарубежных образцов. Он может по одной хорошей фотографии снять размеры, изучить фактуру древесины и отделки, тонкости декорирования (если оно есть) и сделать точную копию практически любой трубки.
В настоящее время Леонид принимает заказы как на ремонт и реставрацию, в том числе и сложную, так и на изготовление заказных трубок. 
Из материалов используется отборный итальянский бриар, выдержанный уже в России более 4-х лет, прекрасный немецкий эбонит, ценные экзотические породы дерева, слоновая и моржовая кость, рога животных.